НСА: создание перестраховочной госкомпании не послужит развитию рынка
Национальный союз агростраховщиков считает нецелесообразным создание перестраховочной госкомпании в области агрострахования с господдержкой на данном этапе развития системы сельхозстрахования. Письмо с выражением данной позиции НСА направил в профильные органы власти.
Как указано в письме, «создание государственной перестраховочной компании не будет способствовать дальнейшему развитию рынка агрострахования и приведет к дополнительному значительному росту расходов бюджетных средств. При этом проблемы системы агрострахования, имеющие системный и инфраструктурный характер, не будут решены».
«Предложение о создании государственной перестраховочной компании обсуждается в различных структурах в связи с подготовкой ко второму чтению законопроекта № 403685-6,содержащего поправки в закон о сельскохозяйственном страховании, хотя в принятом за основу в первом чтении законопроекте такого положения нет, – комментирует президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов. – Данный вопрос рассматривался также на расширенном совещании членов НСА, представителей Минсельхоза РФ и ФГБУ ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», посвященном перестрахованию. На нем одной из компаний было предложено рассмотреть вариант перехода к системе госперестрахования, но все остальные страховщики практически единогласно выступили против».
«Какой экономический смысл должна нести система перестрахования агрорисков в России, мы не услышали, не говоря уже о позитивном влиянии на развитие российского рынка агрострахования – были даны только ссылки на международный опыт, – поясняет К. Биждов. – Действительно, в некоторых странах в системе агрострахования предусмотрено обязательное перестрахование в госструктуре. Однако в каждом конкретном случае данная схема имеет определенную историческую и экономическую основу. В частности, в Китае, в силу его специфики, перестрахование в госкомпании обязательно не только для агрострахования; в Испании страховщики выступают, по сути, только агентами единой структуры, продавая единые полисы – как раз такой опыт нам предлагается рассмотреть. Но и сельское хозяйство нашей страны, и страховой рынок существенно отличаются по основным параметрам от испанского, в том числе по преобладающим сельхозкультурам, профилю и характеру агроклиматических рисков. Точно так же можно предложить нашим аграриям перейти на производство оливкового масла, так как оно эффективно развито в Испании. Результативные системы агрострахования во всем мире учитывают в первую очередь особенности национального сельского хозяйства».
По данным НСА, доля премии по договорам сельхозстрахования с господдержкой, переданная в перестрахование страховыми организациями – членами НСА, составила в 2013 г.16,4% от общего портфеля компаний НСА по данному виду. При этом более 60% перестраховано на отечественном рынке. Собственные средства компаний, входящих в Национальный союз агростраховщиков, в сумме достигают порядка 150 млрд. рублей. Этого достаточно, чтобы принимать риски сельского хозяйства России, ущерб по которым в самый катастрофический 2010-й год составили 42 млрд. рублей. Количество договоров страхования, заключенных членами НСА в 2012 г. со страховой суммой более 300 млн. рублей, не превысило 20.
Комитетом по перестрахованию НСА утверждена Концепция перестрахования рисков сельхозстрахования с господдержкой на период 2013-2015 гг. Она основана на возможности исключительно добровольного взаимного участия страховых организаций в программах перестрахования в рамках НСА. Развитие централизованных операций по перестрахованию сельскохозяйственных рисков с господдержкой на данном этапе признано нецелесообразным.
В 2013 г. НСА продолжил занимать позиции основного союза по сельхозстрахованию с господдержкой. По данным ЦБ РФ, в 2013 г. на компании НСА приходилось почти две трети данного рынка: 7,4 млрд. руб., или 61,3% от премии по субсидируемому агрострахованию.